Ан-124
Ан-124 («Руслан») — советский/российско-украинский грузовой самолёт, являющийся крупнейшим серийным грузовым самолётом в мире.
История создания
Самолёт Ан-124 создавался в первую очередь для воздушной
транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных
баллистических ракет на базе тягача МЗКТ-79221 Минского завода колесных
тягачей также для проведения крупномасштабных десантных воздушных
перевозок личного состава, тяжёлой боевой техники и крупнотоннажных
перевозок в интересах народного хозяйства. По большинству характеристик
превосходит американский C5,
с конца 60-х лидировавший в этом классе. Гражданский вариант самолёта
может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен
для перевозки грузов на большие расстояния.
Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года. Серийно производился Ульяновским авиационным промышленным комплексом «АВИАСТАР» в 1984—2004 годах и Киевским авиазаводом «АВИАНТ» в 1982-2003 годах.
Ан-124 Авиакомпании Волга-Днепр
В конце февраля 2006
в рамках программы модернизации и возобновления серийного производства
самолётов Ан-124-100 на ульяновском предприятии «Авиастар» было решено
открыть филиал АНТК им. Антонова. Однако спустя два месяца проект
возобновления серийного производства был признан бесперспективным.
В октябре 2006 комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии Ющенко-Путин
принял решение продолжить реализацию проекта самолёта Ан-124, имея в
виду возможное возобновление серийного производства. В августе 2007 подписано соглашение о возобновлении серийного производства. Объявлено, что компания «Волга-Днепр» планирует до 2030 приобрести до 100 модернизированных Ан-124-100М-150. Поставка двух первых машин планируется на 2010 год.
В июне 2008 Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и Ernst
& Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению
производства самолётов Ан-124 «Руслан». В соответствии с этим
документом для начала производства самолёта потребуется получить
подтверждённые заказы не менее чем на 40 машин. «Сегодня спрос на
самолёты есть, до 2030 года авиакомпаниям понадобится 71 лайнер», —
говорит член правления ОАК Виктор Ливанов. В случае набора достаточного
количества заказов самолёты будут производиться на ульяновском
«Авиастаре» с 2012 года по одному-два лайнера в год. Также есть два
недостроенных планера, которые будут достроены. В ближайшее время
ожидается выведение из распоряжения Министерства обороны пяти машин.
Стоимость нового Ан-124 сегодня составляет 150—160 млн долл.
Технические характеристики Ан-124
Самолёт построен по аэродинамической схеме турбореактивного четырёхмоторного высокоплана
со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Имеет две палубы:
нижняя палуба — грузовая кабина; верхняя палуба — кабина экипажа,
кабина сменного экипажа, кабина сопровождающих до 21 чел. Общий объём
грузовой кабины составляет 1050 м³.
Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным оборудованием, бортовыми
передвижными кранами (БПК) общей грузоподъёмностью до 20 тонн,
швартовочным оборудованием. Без специального разрешения допускается
перевозить моногрузы весом до 55 тонн. Самолёт имеет систему
централизованной заправки под давлением через четыре заправочные
горловины, расположенные в левой и правой гондолах главных стоек шасси.
Модификации
- «Изделие 400» — рабочий шифр самолёта при проектировании и изготовлении
- Ан-124 — базовая модификация военно-транспортного самолёта
- Ан-124-100 — коммерческий транспортный самолёт
- Ан-124-100М — модификация самолёта Ан-124-100 с модернизированным бортовым РЭО и уменьшенным составом экипажа (от 4 до 6 человек)
- Ан-124-100В и Ан-124-100МВ — самолёты Ан-124-100 и Ан-124-100М с шумопоглощающими элементами на мотогондолах соответственно
- Проект двухпалубного пассажирского варианта самолёта на 800 мест
Ан-124 на серебряной монете 20 гривен
Состояние
На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 25 самолётов этого типа, из них 21 используется ВВС России.
Кроме того, по состоянию на 2007 год, Ан-124 эксплуатируют пять коммерческих компаний:
Катастрофы
По данным на апрель 2008 года, разбилось 4 самолёта типа Ан-124[3].
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
13.10.92 |
82002 |
Киев |
8/9 |
Разбился при испытательном полете. Разгерметизация после столкновения с птицей. |
15.11.93 |
82071 |
около Кермана |
17/17 |
Врезался в гору при заходе на посадку |
08.10.96 |
82069 |
около Турина |
2+2/23 |
Разбился при уходе на второй круг. Налет КВС на Ан-124 составлял всего 431 час. |
06.12.97 |
82005 |
Иркутск |
45+23/23 |
Военный самолет. Отказ двигателей вскоре после взлета, врезался в жилой дом. |
Технические характеристики
Характеристики представлены для модификации Ан-124-100.
Основные характеристики
- Экипаж: 4-6 человек
- Инженерно-технический персонал: 7-9 человек
- Длина: 69,1 м
- Размах крыла: 73,3 м
- Высота: 21,1 м
- Площадь крыла: 628 м²
- Масса пустого: 173 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 392 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 120 000 кг
- Массовая отдача: 58 %
- Максимальная взлётная масса: 402 000 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 212 000 кг
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-18Т
- + 2 ВСУ ТА-12, установленные в обтекателях шасси
- Тяга: 4 × 23 430 кгс
- Назначенный ресурс: 6 000 часов
- Расход топлива: 12 600 кг/час (при максимальной коммерческой загрузке)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 41,5 м
- Ширина: 6,4 м
- Высота: 4,4 м
- Объем грузового отсека: 1050 м³
- Размер грузовых люков:
- передний: 6,4 м
- задний: 4,4 м
Самолет имеет две палубы: нижняя палуба — грузовая кабина;
верхняя палуба — кабина экипажа, кабина сменного экипажа, кабина
сопровождающих до 21 чел.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 865 км/ч
- Крейсерская скорость: 800—850 км/ч
- Практическая дальность: 4800 км
- Перегоночная дальность: 15 700 км
- Практический потолок: 12 000 м
- Нагрузка на крыло: 365 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,41
- Длина разбега:
- при максимальной взлётной массе: 3000 м
- при нормальной взлетной массе: 2520 м
- Длина пробега: 900 м (при максимальной посадочной массе)
|