Су-32, истребитель-бомбардировщик
Предназначен для мощных и точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативно-тактической глубине.
История
13 апреля 1990 г.
летчик-испытатель ОКБ А.А.Иванов поднял первый опытный экземпляр
Т-10В-1. Машина сильно отличалась от облика, который должен был иметь
серийный самолет. Головная часть фюзеляжа с передней опорой и
воздухозаборники полностью соответствовали будущей машине, а весь
остальной планер был взят от серийного Су-27УБ. Первый показ зрителям
Т-10В-1 состоялся на Мосаэрошоу-92 (летчик-испытатель Е.Г. Ревунов и
штурман Е.Л. Донченко). В это время уже шла работа по развертыванию
серийного производства нового самолета на Новосибирском авиационном
заводе им. В.П. Чкалова (сейчас НАПО). 18 декабря 1993 года экипаж
летчиков-испытателей ОКБ в составе: И.В. Вотинцев и Е.Г. Ревунов. В
июне 1995 года под обозначением Су-32 самолет впервые продемонстрирован
за рубежом на авиавыставке в Ле-Бурже. Летом 1999 г. на Су-32 установлено 7 мировых рекордов по подъему груза на высоту.
Назначение
Двухместный
истребитель-бомбардировщик Су-32 предназначен для решения задач боевого
применения по воздушным, наземным и морским целям (в том числе
малоразмерным и подвижным) при ведении автономных и групповых действий
днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия
помех, создаваемых противником, огневого и информационного
противодействия, а также ведения воздушной разведки.
Конструктивные особенности
Двухместный
цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по схеме
"триплан", оснащённый дополнительным ПГО, с двумя двигателями и
трёхстоечным убираемым шасси, с использованием двухколёсного носового
шасси с усиленной стойкой. Планер самолёта выполнен из
алюминиевого-литиевых сплавов с ограниченным применением титана и
нержавеющих сталей. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем,
трапецивидное и имеет стреловидность по передней кромке 42°. ПГО
выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый.
Встроенное
вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301, установленной в правом
наплыве крыла. На 8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных пилонах
подвешивается до 8000 кг
боевой нагрузки. В НЧФ, начинающейся радиопрозрачным обтекателем БРЛС,
имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина
экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя
РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного
оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также
дополнительные датчики углов атаки и сноса).
Бронированная
двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и
штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно
через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для
обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней
опоры шасси с помощью встроенного трапа. Достаточно просторная кабина
позволяет летчику или штурману встать в полный рост, выполнить
физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина
оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой,
ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания
пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые
такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25). НЧФ
завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен
основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему
осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик
с боекомплектом пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии между
мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения.
ХЧФ состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и
центральной балки. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад
радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний
топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек
радиоэлектронного оборудования.
На
каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том
числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних
пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой
РЭП. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы
их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование,
а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной
скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и
жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов
при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной
стали.
Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема
(трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов
подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.
Возможна установка сбрасываемых ПТБ. На самолете имеется система
дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в
НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может
осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 и Су-24, оборудованных
УПАЗ.
Средства
аварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете
установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие
аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и
скоростей полета, включая режимы движения самолета по аэродрому.
Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых
створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется НАЗ с
автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым
запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами.
Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или
высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта
кислородного оборудования.
Состояние
В
июне 2003 года успешно завершен первый этап государственных испытаний
самолета. Получено Предварительное заключение о соответствии машины
требованиям ВВС, началось выполнение следующего этапа испытаний. К 2004
году на заводе в Новосибирске построена установочная партия в
количестве 8 самолетов Су-32. В перспективе, Су-32 должен стать базовым
ударным самолетом фронтовой авиации ВВС РФ, и полностью заменить в
строю самолеты типа Су-24 и Су-24М.
Максимальная взлётная масса, кг |
44 360 |
Нормальная взлётная масса, кг |
38 240 |
Масса пустого самолёта, кг |
22 300 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
. |
Длина пробега, м |
. |
Длина разбега, м |
. |
Крейсерская скорость, км/ч |
. |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
1 900 (без подвесок) |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
1 400 (без подвесок) |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
4 000 |
Практический потолок, км |
15 (без подвесок) |
Длина самолёта, м |
23,34 |
Высота самолёта, м |
6,09 |
Размах крыла, м |
14,7 |
Площадь крыла, кв.м |
62 |
Энергетическая установка |
. |
|