Су-17, истребитель-бомбардировщик
Предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки.
История создания
Су-17
- одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом
изменяемой геометрии, одним двигателем и трёхстоечным убираемым шасси.
Истребитель-бомбардировщик.
Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П.О. Сухим. Ведущий конструктор Н. Зырин. Прототип был создан на базе серийного Су-7БМ и получил название Су-7ИК (С-22И). Был поднят 2 августа 1966 г.
лётчиком-испытателем В.С. Ильюшиным. В 1967г. опытный экземпляр нового
самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном
параде “Домодедово”. В 1970г. новая машина, получившая название Су-17,
была принята на вооружение.
Назначение
Предназначен для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки.
Особенности
Главным
отличием от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии.
Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное
производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев
(подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой
консоли). В результате проведенные доработки (в сравнении с Су-7) не
привели к существенному изменению технологии производства.
В
первых модификациях Су-17 предназначался для поражения наземных,
надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной
разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под
крылом). Начиная с модификации Су-17М4 снижение требований к скоростным
характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных
преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой
скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В
результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2300 км/ч у Су-17М3 до 1850 км/ч у Су-17М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера.
Планер
самолёта выполнен из алюминиевых сплавов. Лётчик размещается в
отапливаемой и вентилируемой гермокабине, закрываемой фонарём, крышка
которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода.
Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах.
Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать
самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Самолет для уменьшения
длины пробега снабжен тормозным парашютом.
Установленный
на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя
лазерный дальномер “Клён-ПС” стрелково-бомбардировочный прицел
АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со
сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме.
На первых серийных Су-17 устанавливались ТРДФ, развивающие тягу на форсаже 9600 кГ. У АЛ-21Ф3 подобная характеристика составляет 11200 кГ, у Р-29БС-300 аналогичную величину.
Встроенное
вооружение на всех модификациях состоит из двух 30-мм пушек НР-30,
установленных в центроплане, с боезапасом 80 выстрелов на ствол.
Боевая нагрузка общей массой до 4000 кг
подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. На Су-17М3
количество подфюзеляжных пилонов увеличено на 2. Су-17М4 имеет уже 10
пилонов: 4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. Боевая нагрузка повышена до 4250 кг. При этом 2 центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса воздух-воздух Р-60.
Первые
серийные Су-17 не несли управляемого оружия класса ⌠воздух-поверхность.
На последующих модификациях этот недостаток был устранён, и на 2
внутренних подкрыльевых пилона подвешиваются УР либо КАБ различных
типов. Су-17М поначалу брали Х-23М и противорадиолокационные Х-28.
Позднее номенклатура была расширена возможностью подвески Х-25 и Х-29Л.
Су-17М2 также несли все вышеупомянутые системы. Данная модификация
первой в семействе Су-17 получила на вооружение УР Р-60. Су-17М4
способны нести наиболее разнообразную гамму управляемого вооружения:
бомбы КАБ-500л; корректируемые ракеты С-25Л; УР типов Х-25МЛ/МР, Х-27,
Х-29Л/Т; противорадиолокационные УР Х-25МП, Х-27, Х-58.
Все
модификации берутся в блоках НУРС типов С-5, С-8 либо С-13, а также
одиночные НУРС С-24 и С-25. Среди других типов подвесного вооружения
числятся свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
бомбокассеты РБК-250 и РБК-500, пушечные контейнеры КМГУ; зажигательные
баки. Под СЧК также оборудуются 2 1156-л или 830-л ПТБ.
Су-17
и Су-17М оснащались бомбоприцелом ПБК-2 и стрелковым АСП-5НД-7. На
Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенный АСП-17.
Взлетная масса |
16280 |
Максимальная вертикальная перегрузка |
. |
Максимальная дальность полета, м |
2300 |
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч |
2230 |
Масса, кг |
9600 |
|