Ту-22М
- Не следует путать с Ту-22.
|
Ту-22М3 |
Описание |
Назначение |
Дальний ракетоносец-бомбардировщик |
Экипаж, чел. |
4 |
Первый полёт |
20 июня 1977 |
Начало эксплуатации |
1983 |
Производитель |
ОКБ им. Туполева |
Размеры |
Длина |
42,46 м |
Размах крыльев |
34,28/23,30 м |
Высота |
11,1 м |
Площадь крыльев |
183,57/175,8 м² |
Масса |
Пустой |
? кг |
Снаряжённый |
112000 кг |
Макс. взлётная |
124000 кг |
Силовая установка |
Двигатели |
ТРДДФ НК-25 |
Тяга (мощность) |
2 x 25000 кгс |
Характеристики |
Макс. скорость |
Ту-22M0-1530 км/ч,
Ту-22M1-1660 км/ч, Ту-22M2-1800 км/ч, Ту-22M3-2300 км/ч
|
Боевой радиус |
1850 км |
Дальность полёта |
Ту-22M0- 4140 км,
Ту-22M1,M2- 5000 км, Ту-22M3- 7000 км
|
Практический потолок |
13300 м |
Скороподъёмность |
? м/мин |
Вооружение |
3 сверхзвуковых крылатых ракеты УР Х-22МА,
10 гиперзвуковых аэробаллистических ракет Х-15, ядерные/обычные свободнопадающие бомбы — 12000 кг, оборонительное вооружение — Пушка ГШ-23 (23 мм)
|
Ту-22М (по кодификации НАТО: Backfire) — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.
История возникновения серии
К середине 1960-х
годов тенденции в области боевого применения дальней авиации обозначили
низкую эффективность однорежимных сверхзвуковых тяжёлых
бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолёты,
способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием крыла изменяемой в полёте стреловидности.
Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К. На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолётах Ту-22 с размещением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крыла будущего самолёта. Однако к 1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена и прототип
нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником.
Появляется вариант Ту-22М со среднерасположенным крылом,
воздухозаборниками по бортам фюзеляжа и размещением двигателей в
хвостовой его части.
Данный вариант конструкции, с некоторыми доработками стал основой
будущей серии Ту-22М. Это название подчеркивало преемственность с
первым сверхзвуковым тяжёлым бомбардировщиком Ту-22.
Во многом, обозначение ТУ-22М является результатом политики.
А. Н. Туполев на конкурсе предлагал вариант модернизации ТУ-22 для
экономии средства на разработку, с целью получения заказа.
Общие особенности конструкции
Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана с крылом изменяемой стреловидности. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Стреловидность крыла изменяется плавно от 20° до 60° (на Ту-22М3 — до 65°) с фиксацией в любом промежуточном положении. Механизация крыла
включает предкрылки, трёхсекционные щелевые закрылки, трёхсекционные
интерцепторы, элероны отсутствуют. Самолёт имеет фюзеляж типа
полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ НК-25 для Ту-22М3 (на самолётах первых серий НК-144-22). Воздухозаборники с вертикальным клином (на Ту-22М3 — с горизонтальным) расположены по бокам фюзеляжа. Запас топлива
размещается в интегральных баках в передней (1,2 баки) средней (3,4,5),
хвостовой (6,7,8, баки) части фюзеляжа, в киле (9 бак) и крыльевых
баках, включая поворотную часть крыла (консоли). В хвостовой части
имеются узлы подвески 2 стартовых твердотопливных ускорителей.
Модификации
Ту-22М0
Ту-22M, Центральный музей ВВС РФ, Монино
28 ноября 1967 года Совет Министров СССР
выпустил Постановление № 1098—378, согласно которому перед ОКБ Туполева
ставилась задача о проектировании модификации Ту-22К — Ту-22КМ с крылом
изменяемой стреловидности и двумя ДТРДФ НК-144 (НК-144-2). Тем самым
было положено начало официальной стадии разработок серии Ту-22М.
Осенью 1967 года
по результатам макетной комиссии и материалам эскизного проекта было
принято решение начать строительство серии самолётов Ту-22М0 («45-00»)
на Казанском авиационном заводе им. Горбунова (КАЗ им. Горбунова, до
середины 1960-х завод № 22 МАП). Главным конструктором самолёта был назначен Д. С. Марков.
Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года и 30 августа 1969 он совершил свой первый полёт (командир корабля лётчик-испытатель В. П. Борисов). Параллельно с испытаниями в Казани шло производство серийных самолётов Ту-22М0. До конца 1972 года
было построено уже 10 Ту-22М0, пять из которых применялись для
переподготовки экипажей бомбардировщиков в Центре боевой подготовки и
применения Дальней авиации в Рязани. На западе самолёты этой серии
долгое время знали под служебным наименованием Ту-26.
В ходе лётных испытаний самолёта выяснилось, что нужно провести
большой объём работ по его модернизации. Командование ВВС требовало
усовершенствовать лётно-технические характеристики самолёта и его
бортовое оборудование. В декабре 1969 года на втором этапе доводки Ту-22М принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1.
Ту-22М1
С 1970 года в ОКБ Туполева велось проектирование самолёта Ту-22М1 («45-01») с учётом опыта разработок и испытаний Ту-22М0.
В ходе модернизации удалось значительно (на три тонны) снизить массу планера и улучшить аэродинамику.
Существенные изменения претерпели конструкция воздухозаборников,
механизация и геометрия крыльев, система оборонительного вооружения
(были установлены дистанционно управляемые пушки ГШ-23Л) и схема окраски. На самолёт была установлена автоматическая бортовая система управления АБСУ-145.
Летом 1971 года на Казанском авиационном заводе была завершена постройка первого Ту-22М1 с двигателями НК-144-22. 28 июля 1971 года начались его лётные испытания. Еще до окончания испытаний, было решено начать серийный выпуск самолёта. До конца 1972 года
на КАЗ построили девять самолётов типа Ту-22М1. Часть из них
использовалась для испытаний при доводке самолёта и его систем, часть
была передана в Центр боевой подготовки морской авиации.
В строевые части ВВС СССР Ту-22М1 не поступал. В крупной серии решено было строить Ту-22М2 — дальнейшее развитие Ту-22М1 с двигателями НК-22 (мощностью 20 000 кгс каждый), на котором удалось избавиться от многих недостатков предыдущих вариантов Ту-22М.
Ту-22М2
Ту-22М2 («45-02») планировалось строить с улучшенными двигателями НК-23 (22000 кгс, 0,85 кг/кгс час) с возможностью их замены более мощными и экономичными двигателями НК-25.
Массу самолёта предполагалось снизить приблизительно на 1400—1500 кг.
Бортовое оборудование ТУ-22М2 было структурировано в несколько
взаимосвязанных бортовых систем:
- навигационный комплекс НК-45;
- автоматическая бортовая система управления АБСУ-145М;
- панорамно-прицельная радиолокационная станция ПНА;
- оптический бомбардировочный прицел ОПБ-15Т;
- стрелковый радиолокационный прицел ПРС-4КМ;
- телевизионный прицел ТП-1КМ
- система РЭБ.
Велась активная работа по улучшению аэродинамических качеств самолёта (особенно в полётах на малых высотах с целью преодоления ПВО противника). Система катапультирования экипажа
была модифицирована и обеспечивала покидание самолёта вверх (на прежних
моделях покидание производилось вниз, что накладывало ограничения на
минимальную высоту при катапультировании).
Первый построенный на Казанском авиационном заводе Ту-22М2 совершил полёт 7 мая 1973 года (испытания и доводки продолжались вплоть до 1975 года).
В августе 1976 года ТУ-22М2 принимается на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Серийное производство Ту-22М2 продолжалось вплоть до 1983 года. За это время было построено 211 Ту-22М2.
Работы по дальнейшему развитию проекта,
по улучшению аэродинамических показателей самолёта и появление новых,
более совершенных двигателей, привели в дальнейшем к созданию наиболее
совершенной серийной модификации Ту-22М — самолёта Ту-22М3 («45-03»).
Ту-22М3
В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. Предполагалось произвести замену двигателей, а также внести ряд существенных улучшений в конструкцию и аэродинамику самолёта. 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 534—187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25,
с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого
самолёта и с улучшенными тактическими и эксплуатационными
характеристиками.
В новой модификации, получившей название Ту-22М3 («45-03») были
заменены двигатели, внесены изменения в конструкцию воздухозаборников,
был увеличен максимальный угол отклонения поворотной части крыла до
65°. Конструкция носовой части фюзеляжа также была переработана,
изменена штанга топливозаправки. Спаренная двухпушечная кормовая
установка была заменена на однопушечную с улучшенной аэродинамической
формой. Проведён комплекс мероприятий по улучшению аэродинамических
качеств и уменьшению массы пустого самолёта (в конструкциях начал
широко применяться титан).
Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом более тяжёлых новых
двигателей, должны были обеспечить общее снижение массы самолёта на
2300—2700 кг.
Первый опытный Ту-22М3, совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. C 1984 года
прекращается производство ранних моделей Ту-22М и в серийном
производстве остаётся только модификация Ту-22М3. С 1981 по 1984 годы
самолёт проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с
расширенными боевыми возможностями. В окончательном виде Ту-22М3
принимается на вооружение в марте 1989 года.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.
В декабре 1985 года начались лётные испытания дальнего самолёта-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. В 1989 году
самолёт-разведчик под обозначением Ту-22МР передали в серийное
производство. Построено или переоборудовано в разведывательный вариант
из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолётов. Существовали и другие проекты
развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей,
новых систем оборудования и вооружения — Ту-22М4 (1990 г.) и Ту-22М5.
ВВС России располагает 70 самолётами Ту-22М3, 83 самолёта имеются в распоряжении авиации Российского Военно-Морского Флота.
Эксплуатанты
Текущие
- Россия: 162
- Индия: в 2006 ВВС Индии приняли решение приобрести три самолёта
Бывшие
Боевое применение
Ограниченно применялся в конце Афганской войны (в 1988—1989 годах), а также на раннем этапе первой войны в Чечне.
В ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года один самолёт Ту-22М3 был сбит подразделением грузинских ПВО , предположительно посредством ЗРК «Бук», предположительно проданного Грузии Украиной.
Использование такого самолёта в зоне действия ПВО противника было не
вполне оправданно, что признал заместитель начальника Генерального
штаба Вооружённых Сил России.
Официально сообщено, что самолёт выполнял разведывательный полёт. В
этом случае речь может идти либо о Ту-22М3-Р (базирующегося в
Ахтубинске), либо о бомбардировщике Ту-22МЗ со спецконтейнером разведки
вместо бомбовой нагрузки. Самолёт пилотировал экипаж из 52-го тяжелобомбардировочного авиаполка, базирующегося в Шайковке , что говорит в пользу второй версии.
Тактико-технические характеристики (для Ту-22М3)
Технические характеристики
-
-
-
- командир корабля
- второй пилот
- штурман-навигатор
- штурман-оператор
- Размах крыла:
- расправленного (20°): 34,28 м
- сложенного (65°): 23,30 м
- Длина: 41,46 м
- Высота: 11,05 м
- Площадь крыла:
- расправленного (20°): 183,57 м²
- сложенного (65°): 175,80 м²
- Масса:
- пустого самолета: 78000 кг
- нормальная взлетная: 112000 кг
- максимальная взлетная: 126000 кг
- Масса топлива: 53550 кг
- Двигатели:: 2 ТРДДФ НК-25
- Тяга:
- бесфорсажная: 2×14500 кгс каждый
- форсажная: 2×25000 кгс каждый
[править] Лётные характеристики
одна двухствольная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм в хвостовой турели;
три ракеты Х-22 (AS-4 «Китчен») или четыре ракеты Х-15П (AS-16
«Кикбэк») на пилонах под корневой частью крыла, шесть ракет Х-15П в
барабанной пусковой установке в оружейном отсеке или бомбы массой до
24000 кг (52910 фунтов) как внутри, так и в бомбодержателях под
воздухозаборниками; нормальной боевой нагрузкой является две ракеты
Х-22 или бомбы массой до 12000 кг (26455 фунтов).
|