Сравнение с аналогами
|
Ту-95МС |
3М |
B-52H Stratofortress |
Внешний вид |
|
|
|
Максимальный взлётный вес, т |
187,7 |
193 |
220 |
Максимальная скорость, км/ч |
925 |
925 |
957 |
Боевой радиус, км |
6500 |
— |
7210 |
Максимальная дальность, км |
15 000 |
15 400 |
15 000 |
Практический потолок, м |
12 000 |
12 500 |
17 000 |
Совокупная тяга двигателей, кгс |
40 000 |
38 000 |
61 600 |
Боевая нагрузка, кг |
11 340 |
18 000 |
20 650 |
Общий выпуск (всех модификаций) |
ок. 500 |
123 |
744 |
Дополнительные факты
В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта
Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений
британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов.
Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в
нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе
Файф были подняты два британских истребителя.
Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район
учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой
случай со времён завершения холодной войны. В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков
В ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии
и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувших позднее ноту
протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов
направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18.
На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты
перехватили Ту-95, но несмотря на это один из «медведей» дважды прошёл
над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.
Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе 2007
регулярных полётов стратегической авиации на воздушное патрулирование.
В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».
Именные самолёты
Катастрофы
По данным на 12.04.2005 потеряно в катастрофах 28 самолетов, погибло 194 человека личного состава.
Дата |
Мод. |
Бортовой номер |
Командир |
Место катастрофы |
Погибло |
11.05.1953 |
Ту-95/1 |
|
Перелёт Д. А. |
|
7 |
В 17-м
испытательном полёте произошло разрушение редуктора 3-ей силовой
установки и возник пожар. В катастрофе погиб экипаж Героя Советского
Союза лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта. |
24.11.1956 |
Ту-95 |
|
|
|
7 |
Разрушение турбины двигателя НК-12. Экипаж погиб. |
16.03.1957 |
Ту-95 |
№ 6800310 |
|
|
7 |
Катастрофа самолёта. |
20.09.1959 |
Ту-95 |
№ 6800305 |
|
|
7 |
Катастрофа самолёта. |
05.01.1963 |
Ту-95К |
№ 8802004 |
|
|
7 |
Катастрофа самолёта. |
25.08.1965 |
Ту-95М |
№ 7800504 |
полковник Тропынин |
409 ТБАП г. Узин |
7 |
Экипаж выполнял полёт парой с самолётом м-ра Иванова на прорыв ПВО и
двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения
противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой
противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки
создались условия, при которых открылись замки заливных горловин
хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза
стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной
установки. Экипаж погиб.
|
25.08.1965 |
Ту-95 |
№ 4800003 |
майор Иванов |
409 ТБАП г. Узин |
7 |
Экипаж выполнял полёт парой с самолётом п-ка Тропынина на прорыв ПВО
и двигался со стороны моря в направлении г. Одесса. В ходе выполнения
противоракетного манёвра с креном 30° и одновременной стрельбой
противорадиолокационными патронами из верхней пушечной установки
создались условия, при которых открылись замки заливных горловин
хвостовых фюзеляжных топливных баков, расположенных недалеко от среза
стволов и произошёл взрыв паров керосина от пороховых газов пушечной
установки. Экипаж погиб.
|
20.07.1967 |
Ту-95РЦ |
65МРЦ204 |
|
304 ОДРАП Хороль |
7 |
Катастрофа самолёта. |
15.01.1971 |
Ту-95РЦ |
401 |
подполковник Растяпин А. |
392 ОДРАП Кипелово |
7 |
Самолёт упал при выполнении ночью тренировочного полёта над Баренцевым морем. Предположительно — пожар двигателя. |
03.09.1971 |
Ту-95РЦ |
63МРТС003 |
П-к Гладков |
392 ОДРАП |
7 |
Командир полка разбился при заходе на посадку. Упал не дотянув до ВПП, при видимости — «0». |
04.08.1976 |
Ту-95РЦ |
66МРТС304 |
М-р Красносельских А. И. 2 кл. |
392 ОДРАП Кипелово |
7 |
Самолёт
м-ра Красносельских упал в 20 ч 15 мин (время — гаванское) у побережья
США (о-в Ньюфаундленд) при перелёте с о. Куба на Кольский полуостров
(Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Через 6ч20мин. после взлёта
произошло сваливание при изменении эшелона с 8700 до 9 000 м. Экипаж
пытался вывести самолёт, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не
дали возможности экипажу его покинуть. Ведомый экипаж снизился до
300 м, но места катастрофы не обнаружил. Поисковая группа кораблей
нашла отдельные части с-та, останки членов экипажа и документы.
Наиболее вероятная причина катастрофы — штопор после попадания в
спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолётов.
Расшифровка МСРП-12 подтверждает попытку справиться с внешними
возмущениями и попытку парировать их. В дальнейшем, после достижения
вертикальной перегрузки 1,8 произошло сваливание. Ещё предположительная
версия — пожар двигателя |
06.08.1976 |
Ту-142 |
|
л-т Хазагеров В. М. б/кл., инстр. м-р Морозов В. П. 1 кл. |
76 ОПЛАП Север-1 |
6 |
В 16ч 27мин
кандидат на должность КК л-т Хазагеров ВМ с инструктором Морозовым ВП
днём, ПМУ, выполняли контрольный полёт по коробочке. После касания ВПП
при Vпробега 280кмч, пробежав по полосе 740 м, с-т развернуло вправо .
Пробежав по грунту 450 м, с-т свалился в озеро, разрушился и частично
затонул. |
05.10.1976 |
Ту-95РЦ |
№ 6800306 |
М-р Мальцев В. В. |
1023 ТБАП |
7 |
Экипаж
после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий
был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП
экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км
диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». При
очередном довороте по команде диспетчера круга на курс 270град. самолёт
на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси
взлётно-посадочной полосы (ВПП) с креном 30 градусов и со снижением,
столкнулся с верхушками деревьев и линии электро-передачи, имеющей
превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолёт разрушился и
сгорел. Экипаж погиб. |
05.10.1976 |
Ту-95РЦ |
№ 5800205 |
|
1023 ТБАП |
7 |
Катастрофа самолёта. |
28.08.1977 |
Ту-95К |
№ 6802301 |
Ст.л-т Попов П. Ф. |
182 ГТБАП Моздок |
7 |
28.08.1977 |
Ту-95К |
№ 9802010 |
Ст.л-т Бибишев А. В. |
182 ГТБАП Моздок |
7 |
Экипажи при
выполнении полёта днём по маршруту в плотных боевых порядках через 2
часа 6 минут после взлёта столкнулись при развороте. Самолёты потеряли
управляемость и перешли в беспорядочное падение, при столкновении с
землёй разрушились и сгорели. Экипажи обоих с-тов погибли. |
10.04.1978 |
Ту-95РЦ |
65МРТС106 |
М-р Вейшнарович Г. П., 1кл. |
304 ОДРАП Хороль |
10 |
Самолёт
упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полёта на
обеспечение запуска космического объекта. Вылет был из Хороля ночью в
СМУ ведомым в паре п/п-ка Гречко АА.. На высота 8400 м, встретив фронт,
при облачности до 8500 м, Гречко принял решение увеличить высоту
полёта. Через 5 мин связь с ведомым прекратилась. В районе
предполагаемого места падения обнаружен пустой МЛАС-1. Экипаж 10
человек погиб |
??.??.1979 |
Ту-95 |
|
|
ДА |
7 |
??.??.1979 |
Ту-95 |
|
|
ДА |
7 |
При
выполнении учебной стрельбы из бортовых стрелковых установок Ту-95 на
них произошло нарушение герметичности кислородной системы, и на борту
обоих возник пожар. Самолёты упали в Чёрное море. |
28.01.1982 |
Ту-95М-55 |
№ 8800601 |
Кульчицкий Н. Е. |
ЛИИ МАП Жуковский |
10 |
Катастрофа
самолёта при взлёте в сложных метеоусловиях, экипаж: кк Кульчицкий Н.
Е., пкк Шкатов В. И., шк Шевцов А. С., вшк Николаичев А. И., Горсткин
И. Н., Жилин А. А., Серман В. Э., Амплеев В. Я., Сангатулин Х. И.,
Макаров К. П. — погибли, похоронены в Жуковском |
25.01.1984 |
Ту-95РЦ |
|
М-р Вымятнин В. К. 1кл. |
392 ОДРАП |
7 |
Аэродром
Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. В 2ч 30 мин, при
облачности 3 балла, видимости 10 км температуре −17гр. через 1 мин
55сек в процессе взлёта и наборе Н=350 м при V=346км/ч экипаж
преждевременно убирает шасси и закрылки и с-т выходит на закритические
углы атаки, с последующим сваливанием. Ситуацию лётчик не понял, мер по
предупреждению не принял. Падение происходило с переменными кренами до
60 гр. с потерей поступательной скорости и вертикальной около 25м/с.
Одной из причин катастрофы явилось нарушение центровки — вместо
предельно допустимой 24,5 % было 24,55 % САХ. Экипаж погиб. |
20.04.1984 |
Ту-142 |
|
П-к Зубков В. И. 1кл. |
310 ОПЛАП |
7 |
Тренировочный
полёт по маршруту на максимальную продолжительность в удалённые районы
в порядке пары. Через 1ч 15 мин после взлёта на высоте 7200 м и
скорости 730 км/ч в центре Охотского моря возникла аварийная
обстановка. Борт перешёл на снижение с появлением чёрного дыма и белого
шлейфа из правой плоскости, с последующим возникновением через 1 минуту
очага огня и переходом с-та в правую нисходящую спираль с возрастанием
крена до 60-70гр. Вероятная причина того, что экипаж не покинул борт —
большие отрицательные перегрузки. Вероятной причиной катастрофы явилось
разрушение элементов 3 силовой установки (обрыв лопастей или разрушение
турбины) что привело к пожару с последующим кренением и крутой спирали
в сторону отказавшего двигателя. |
28.09.1984 |
Ту-95К |
|
М-р Положий В. А. |
1226 ТБАП |
2 |
Экипаж
после выполнения маршрутного полёта ночью из-за ухудшения метеоусловий
был направлен на запасной аэродром Жана-Семей. Снизился под глиссаду.
Посадку произвёл на повышенной скорости с опережением на переднюю
стойку. После приземления передняя кабина отделилась, фюзеляж взмыл и
упал на грунт левее ВПП, разрушился и частично сгорел. КОУ и ВСР
погибли. |
13.02.1985 |
Ту-95РЦ |
|
М-р Кривенко С. Д. 1кл. |
169 САП ТОФ Камрань |
7 |
Вылетев
ночью в СМУ с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при
облёте побережья Южно- Китайского моря на восьмом часу полёта самолёт
упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о
прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром
Камрань, не объяснив причину этого манёвра. Ведомый, следуя за ведущим
на 15 км с превышением 300 м заметил по световому мигающему маяку
энергичное перемещение ведущего вправо с последующим снижением, а затем
принял по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит? Па…»
Падение ведомый не видел — облачность с верхним краем 2000 м. Самолёт
никто не покинул. Наиболее вероятная причина катастрофы — потеря
управляемости из-за отказа одного из двигателей правой плоскости и
невыход винтов в режим флюгирования, что привело к резкому
разворачивающему моменту. |
12.10.1985 |
Ту-95К |
|
М-р Шарнин В. А. |
79 ТБАП |
6 |
Экипаж
выполнял полёт по маршруту. Через 38 минут после взлёта на эшелоне
8500 м в горизонтальном полёте на скорости 750 км/ч штурман доложил:
«Вспышка на левом двигателе!» По ошибочному поспешному докладу ШК при
устойчивой работе всех четырёх двигателей лётчиками были необоснованно
зафлюгированы винты исправного второго двигателя. Через 10 секунд
старший техник зафлюгировал финты исправного первого двигателя. КК,
пытаясь сохранить скорость, перевёл с-т на снижение и, когда высота
стала опасной по условиям местности, допустил энергичный набор и вывел
с-т на режим сваливания. В процессе сваливания ШК удалось покинуть с-т
и приземлиться на парашюте. С-т при ударе о землю разрушился. Остальные
шесть членов экипажа остались на рабочих местах и погибли. |
25.08.1986 |
Ту-95РЦ |
|
М-р Столяров С. А. |
304 ОДРАП Хороль |
10 |
Падение
после отрыва от ВПП Кневичи из-за отказа управления. Через 2 м 47 с
после взлёта на Н=500 м и V=470 началось самопроизвольное кренение с-та
влево с возрастающей угловой и снижением. Это было вызвано
самопроизвольным отклонением руля направления влево до упора.
Отклонение элеронов и взятие штурвала на себя результатов не дали. На
удалении 10 км от ВПП и с левым креном(80гр) и углом снижения 70 гр.
с-т столкнулся с землёй и сгорел. Оператор радиоразведки пр-к Звягинцев
покинул с-т в неуправляемом полёте на высоте 250—200 м, принудительно
раскрыл парашют и спасся. КК команду на покидание с-та ввиду
скоротечности ситуации дать не успел. Причина катастрофы — потеря
путевой управляемости с-та из-за ухода руля направления в крайнее левое
положение при балансировке с-та триммером. Экипаж 10 человек — погиб. |
24.12.1987 |
Ту-95К |
№ 6002209 |
М-р Бугаев А. П. |
182 ТБАП |
3 |
Комотряда
выполнял тренировочный полёт по кругу при метеоминимуме погоды ночью.
После набора высоты круга при полёте от второго к третьему развороту на
высоте 400 м ст.техник с-та доложил КК о срабатывании сигнализации
обледенения с-та и по его команде включил противообледенительную
систему двигателей и винтов. При этом за несколько секунд выключились
3,2 и 4 двигатели с автоматическим флюгированием из винтов. КК доложил
о случившемся РП и приказал экипажу покинуть с-т. Пять членов экипажа
покинули с-т и благополучно приземлились на парашютах. КК и ПКК
пилотировали с-т с одним работающим внешним двигателем. Выпустив шасси
и включив посадочные фары, они пытались выполнить вынужденную посадку
вне аэродрома. Приземление произошло на вспаханное поле с большой
вертикальной скоростью на основные стойки шасси с последующим
разрушением с-та. КК и ПКК погибли на рабочих местах. ШК обнаружен
мёртвым в 30 м от передней гермокабины. |
|