Ту-160
|
Ту-160 |
Описание |
Назначение |
стратегический бомбардировщик |
Экипаж, чел. |
4 |
Первый полёт |
18 декабря 1981 |
Начало эксплуатации |
1987 |
Производитель |
КБ Туполев, СССР |
Размеры |
Длина |
54,1 м |
Размах крыльев |
55,7/35,6 м |
Высота |
13,1 м |
Площадь крыльев |
232 м² |
Масса |
Пустой |
110000 кг |
Снаряжённый |
267600 кг |
Макс. взлётная |
275000 кг |
Силовая установка |
Двигатели |
ТРДДФ НК-32 |
Тяга (мощность) |
4 x 25000 кгс |
Характеристики |
Макс. скорость |
2200[1] км/ч |
Боевой радиус |
6000 км |
Дальность полёта |
12300 км |
Практический потолок |
15000 м |
Скороподъёмность |
4200 м/мин |
Вооружение |
2 барабанные ПУ с 6 СКР Х-55 и Х-55М,
2 барабанные ПУ с 12 УР малой дальности Х-15 КАБ различных типов до КАБ-1500, термоядерные и обычные бомбы, мины
|
Ту-160 (кодовое обозначение НАТО — Blackjack) — российский, ранее — советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла. Разработан в ОКБ Туполева в 1980-х годах, на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160.
Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым
самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, самым мощным и
самым тяжёлым боевым самолётом в мире, обладает крупнейшей среди
бомбардировщиков максимальной взлётной массой и боевой нагрузкой. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь».
История
Выбор концепции
В 1960-х годах Советский Союз вырвался вперёд в области создания стратегических ракетных вооружений, в то же время США делали ставку на стратегическую авиацию. Политика, проводимая Н. С. Хрущёвым привела к тому, что к началу 1970-х СССР располагал мощной системой ракетно-ядерного нападения, но стратегическая авиация имела в своём распоряжении лишь дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4, неспособные преодолеть систему ПВО стран НАТО того времени.
Считается что толчком для разработки нового советского бомбардировщика послужило решение США разработать в рамках проекта AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft) новейший стратегический бомбардировщик — будущий B-1. В 1967 Совет Министров СССР постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом.
К будущему самолёту предъявлялись следующие основные требования:
- дальность полёта на скорости 3200-3500 км/ч на высоте 18000 метров — в пределах 11-13 тыс. км;
- дальность полёта на дозвуковом режиме на высоте и у земли — 16-18 и 11-13 тысяч километров соответственно;
- самолёт должен был приближаться к цели на крейсерской дозвуковой скорости, а преодолевать ПВО противника — в сверхзвуковом высотном полёте или на крейсерской скорости у земли;
- суммарная масса боевой нагрузки — до 45 тонн.
Проекты
К работам по новому бомбардировщику приступили ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. ОКБ Туполева ввиду большой загруженности привлечено не было.
К началу 70-х оба ОКБ подготовили свои проекты — четырёхдвигательный
самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. В то же время, несмотря на
некоторое сходство, они использовали разные схемы.
ОКБ Сухого работало над проектом Т-4МС («изделие 200»), сохранявшем определённую преемственность с предыдущей разработкой — Т-4
(«изделие 100»). Было проработано множество вариантов компоновок, но в
итоге конструкторы остановились на интегральной схеме типа «летающее
крыло» с поворотными консолями сравнительно малой площади.
ОКБ Мясищева также после проведения многочисленных исследований
пришло к варианту с изменяемой стреловидностью крыла. В проекте М-18
использовалась традиционная аэродинамическая схема. Прорабатывался
также проект М-20 построенный по аэродинамической схеме «утка»
После того как в 1969 году
ВВС представила новые тактико-технические требования к перспективному
многорежимному стратегическому самолёту, к разработке также приступило ОКБ Туполева.
Здесь имелся богатый опыт решения проблем сверхзвукового полёта,
полученный в процессе разработки и производства первого в мире
пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144,
в том числе опыт проектирования конструкций с большим ресурсом работы в
условиях сверхзвукового полёта, разработки теплозащиты планера самолёта
и т. д.
Туполевцы первоначально отклонили вариант с изменяющейся
стреловидностью поскольку вес механизмов поворота консолей крыла
полностью устранял все преимущества такой схемы и взяли за основу
гражданский сверхзвуковой самолёт Ту-144.
В 1972 году после рассмотрения трёх проектов («изделие 200» ОКБ Сухого, М-18 ОКБ Мясищева и «изделие 160» ОКБ Туполева) лучшей была признана схема ОКБ Сухого, но, поскольку оно было занято разработкой Су-27, все материалы для дальнейшего ведения работ решено было передать ОКБ Туполева.
Но в ОКБ отклонили предложенную документацию и снова взялись за
проектирование самолёта, на этот раз в варианте с изменяемой
стреловидностью крыла, варианты компоновки с фиксированным крылом
больше не рассматривались.
Испытания и производство
Первый полёт прототипа (под обозначением «70-01») состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем.
Второй экземпляр самолёта (изделие «70-02») использовался для
статических испытаний и не летал. Позднее к испытаниям присоединился
второй лётный самолёт под обозначением «70-03». Самолёты «70-01»,
«70-02» и «70-03» производились на ММЗ «Опыт».
В 1984 году Ту-160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. Первая серийная машина (№1-01) поднялась в воздух 10 октября 1984 года, вторая серийная (№1-02) — 16 марта 1985 года, третья (№2-01) — 25 декабря 1985 года, четвёртая (№2-02) - 15 августа 1986 года.
В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о возможной
приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160 в том случае,
если США прекратят серийное производство самолета B-2 . К этому времени было выпущено 35 самолётов. К 1994 году КАПО передало ВВС России шесть бомбардировщиков Ту-160. Они были дислоцированы на аэродроме Энгельс в Саратовской области.
В мае 2000 новый Ту-160 (б/н «07» «Александр Молодчий») вошёл в боевой состав ВВС.
12 апреля 2006 было объявлено о завершении государственных испытаний модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются значительно возросшим ресурсом и повышенной надёжностью.
28 декабря 2007 г. в Казани осуществлён первый полёт на новом серийном самолёте Ту-160.
22 апреля 2008 г.
главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин сообщил журналистам о
том, что ещё один стратегический бомбардировщик Ту-160 поступит в
апреле 2008 года на вооружение ВВС РФ.
29 апреля 2008 г. в Казани
состоялась церемония передачи нового самолёта на вооружение
Военно-воздушных сил Российской Федерации. Новый самолёт получил имя
«Виталий Копылов» (в честь бывшего директора КАПО Виталия Копылова)
и включён в состав 121-го Гвардейского авиационного Севастопольского
Краснознаменного тяжёлого бомбардировочного полка, базирующегося в
Энгельсе. Планировалось, что в 2008 году будут модернизированы три строевых Ту-160.
|