Эксплуатация
Первые два самолёта Ту-160 (№1-01 и №1-02) поступили в 184-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк в Прилуках (УССР) в апреле 1987 года.
При этом самолёты передавались в строевую часть до завершения
госиспытаний, что было обусловлено опережающими темпами постановки на
вооружение американских бомбардировщиков B-1.
К 1991 году
в Прилуки поступили 19 самолётов, из которых были сформированы две
эскадрильи. После распада Советского Союза все они остались на
территории независимой Украины.
В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы.
В 1998 году
Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей стратегических
бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства.
В 1999—2000 гг. была достигнута договорённость, по которой Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95
взамен на списание части долга по закупкам газа. Оставшиеся на Украине
Ту-160 были уничтожены, кроме одной машины, которая приведена в
небоеспособное состояние и находится в полтавском музее дальней авиации.
К началу 2001 года в соответствии с Договором ОСВ-2 Россия имела в
боевом строю 15 самолётов Ту-160, из которых 6 ракетоносцев были
официально вооружены стратегическими крылатыми ракетами.
В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию всех 15 самолётов Ту-160.
18 сентября 2003 года
при выполнении испытательного полёта после ремонта двигателя произошла
катастрофа, самолёт с бортовым номером «01» разбился в Советском районе
Саратовской области при заходе на посадку. Ту-160 упал на безлюдное
место в 40 км от аэродрома базирования. На борту машины находились
четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег
Федуненко, а также Григорий Колчин и Сергей Сухоруков.
22 апреля 2006
главнокомандующий дальней авиацией ВВС России генерал-лейтенант Хворов
сообщил, что в ходе учений группа модернизированных самолётов Ту-160
проникла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.
5 июля 2006
на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который
стал 15 самолётом данного типа (б/н «19» «Валентин Близнюк»).
Переданный в боевой состав Ту-160 был построен в 1986, принадлежал ОКБ Туполева и использовался для проведения испытаний.
По состоянию на начало 2007 в боевом составе АСЯС,
согласно данным Меморандума о взаимопонимании находилось 14
стратегических бомбардировщиков Ту-160 (один бомбардировщик не заявлен
в данных СНВ (б/н «19» «Валентин Близнюк»)).
17 августа 2007 Россия возобновила полёты стратегической авиации в удалённых регионах на постоянной основе.
В июле 2008 года появились сообщения о возможном размещении на аэродромах Кубы, Венесуэлы и Алжира топливозаправщиков Ил-78, а также о возможном использовании аэродромов в качестве резервных для Ту-160 и Ту-95МС.
10 сентября
2008 года два бомбардировщика Ту-160 («Александр Молодчий» с б/н 07 и
«Василий Сенько» с б/н 11) совершили перелёт с места базирования в Энгельсе на аэродром Либертадор в Венесуэле, используя в качестве аэродрома подскока аэродром Оленегорск в Мурманской области. На части пути по территории России бомбардировщики-ракетоносцы сопровождались (в целях прикрытия) истребителями Су-27 Санкт-Петербургского объединения ВВС и ПВО, во время полёта над Норвежским морем российские бомбардировщики сопровождали два истребителя F-16 ВВС Норвегии, близ Исландии — два истребителя F-15 ВВС США.
Полёт от места промежуточной посадки в Оленегорске до Венесуэлы занял
13 часов. На борту самолётов нет ядерного оружия, но имеются учебные
ракеты, с помощью которых отрабатывается боевое применение. Это первый
в истории Российской Федерации случай использования самолётами Дальней авиации
аэродрома, расположенного на территории иностранного государства. В
Венесуэле самолёты совершили учебно-тренировочные полёты над
нейтральными водами в акваториях Атлантического океана и Карибского моря. 18 сентября 2008 года в 10:00 по московскому времени (UTC+4) оба самолёта вылетели с аэродрома Майкетия в Каракасе, а над Норвежским морем впервые за последние годы совершили ночную дозаправку в воздухе от заправщика Ил-78. В 01:16 (по московскому времени) 19 сентября совершили посадку на базовом аэродроме в Энгельсе, установив рекорд длительности полёта на Ту-160.
Планы модернизации
По словам командующего дальней авиацией России Игоря Хворова ,
модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с
помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня.
Вооружение
В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн
вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет,
корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения
как в ядерном, так и в обычном снаряжении.
Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55
(12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа)
предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными
координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом
бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют
радиолокационную систему самонаведения.
Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).
Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй
очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после
первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в
отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных
типов, в том числе одни из самых мощных отечественных боеприпасов этого
класса — бомб серии КАБ-1500 калибром 1500 кг
Самолёт может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000
кг) различного калибра, в том числе и ядерными, разовыми бомбовыми
кассетами, морскими минами и другим вооружением.
В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101,
имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как
стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически
всех классов.
Модификации
- Ту-160В (Ту-161) — проект самолёта с силовой установкой,
работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался,
размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким
водородом. См. также Ту-155.
- Ту-160 НК-74 — с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
- Ту-160М — носитель гиперзвуковых крылатых ракет Х-90
(3М25 Метеорит-А), удлинённый вариант. Дальность ракет — до 3000 км, 2
ЯБЧ, с удалённостью между целями в 100 км. Работа над ракетой была
приостановлена в 1992.
- Ту-160П — проект тяжёлого истребителя сопровождения,
вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней
дальности действия.
- Ту-160ПП — самолёт радиоэлектронной борьбы был доведён до этапа изготовления натурного макета и полностью определён состав оборудования.
- Ту-160К — эскизный проект боевого авиационно-ракетного
комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в
декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых
баллистических ракет (1 ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная),
массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса
предполагалась более 10 000
км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для
преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине
80-х годов.
- Ту-160СК — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной
трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса
полезного груза, выводимого на орбиту может достигать от 600 до
1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже чем у аналогичных
по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был
выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя
850—1600 км/час. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был
превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на
базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus».
Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях
массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в
1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. В состав
комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе
Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта
самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км.
19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая
корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по
созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН)
«Воздушный старт».
Сравнительная таблица Ту-160 и американских аналогов
|
Ту-160 |
B-1b |
B-2 |
Внешний вид |
|
|
|
Максимальная взлётная масса, т |
275 |
216,4 |
171 |
Максимальная скорость, км/ч |
2 220 |
1 530 |
970 |
Боевой радиус, км |
10 500 |
8 195 |
7 200 |
Максимальная дальность, км |
17 400 |
12 000 |
10 400 |
Рабочий потолок, м |
15 000 |
18 000 |
15 000 |
Совокупная тяга двигателей, кгс |
100 000 |
55 400 |
31 300 |
Количество выпущенных самолётов |
35 |
104 |
21 |
Применение технологии «Стелс» |
Нет |
Нет |
Да |
Современная ситуация
В феврале 2004 сообщалось, что планируется постройка трёх новых
самолётов, самолёты находятся на стапелях завода, сроки поставки в ВВС
не определены.
Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные
имена. Бортовые номера самолётов, находящихся в строю ВВС, выделены
жирным шрифтом.
Самолёты Ту-160 |
Сер./ном. |
Б/н |
Имя |
Примечание |
70-01 |
|
|
первый лётный экземпляр |
70-02 |
|
|
проходил статиспытания, не летал |
70-03 |
|
|
второй лётный экземпляр |
1-02 |
|
|
второй серийный самолёт, потерян в аварии |
2-01 |
|
|
третий серийный самолёт, на хранении в ЛИИ |
2-02 |
19 |
«Валентин Близнюк» |
|
4-01 |
|
«Борис Веремей» |
ранее имел выставочный б/н 342, базируется в Жуковском |
? |
14 |
|
распилен в Прилуках в 1999 году, имея налёт менее 100 часов |
? |
20 |
|
находился в Прилуках, предположительно распилен |
? |
21 |
|
предположительно распилен |
? |
22 |
|
предположительно распилен |
? |
23 |
|
находился в Прилуках, предположительно распилен |
? |
24 |
|
находился в Прилуках, распилен 16 ноября 1998 года; налёт 466 часов |
? |
25 |
|
предположительно распилен |
? |
26 |
|
находился в Прилуках, с 2000 года в авиационном музее в Полтаве |
? |
30 |
|
распилен в Прилуках |
? |
31 |
|
предположительно распилен |
? |
32 |
|
распилен в Прилуках |
? |
33 |
|
предположительно распилен |
? |
10 |
«Николай Кузнецов» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс, именован 9 августа 2008 |
? |
11 |
«Василий Сенько» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс |
? |
12 |
«Александр Новиков» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс |
? |
14 |
|
был перебазирован из Прилук в Энгельс, прежний б/н неизвестен |
? |
15 |
«Владимир Судец» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс |
? |
16 |
«Алексей Плохов» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс, прошёл модернизацию |
? |
17 |
«Валерий Чкалов» |
был перебазирован из Прилук в Энгельс |
? |
18 |
|
был перебазирован из Прилук в Энгельс |
7-01 |
01 |
«Михаил Громов» |
постсоветского производства, потерпел катастрофу в 2003 году |
7-02 |
02 |
«Василий Решетников» |
постсоветского производства |
7-03 |
03 |
«Павел Таран» |
постсоветского производства |
7-04 |
04 |
«Иван Ярыгин» |
постсоветского производства |
7-05 |
05 |
«Александр Голованов» |
постсоветского производства, в 1995 году получил имя «Илья Муромец», в 1999 году переименован |
8-01 |
06 |
«Илья Муромец» |
получил имя в 1995 году |
8-02 |
07 |
«Александр Молодчий» |
первый полёт в 1999 году, передан ВВС в 2000 году |
8-03 |
08 |
«Виталий Копылов» |
первый полёт 27 декабря 2007, принят 29 апреля 2008 |
|