Ми-8
Ми-8 (по классификации НАТО — Hip) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов.
Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также
входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко
используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается более тяжёлым вооружением. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.
В 1991 г. начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.
История
К концу 1950-х г. в составе советских ВВС насчитывалось уже
несколько вертолётных дивизий. Многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл
врага сразу 19 десантников и принять на борт 8 носилок одно орудие или
джип. Военные были довольны новой машиной, однако её конструктор
считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями. Во второй
половине 1950х г. были приняты на вооружение мобильные ракетные
комплексы «Луна», для их переброски требовался вертолёт большой
грузоподъемности, им стал газотурбинный Ми-6, самый грузоподъемный по
тем временам. Вскоре на замену Ми-1 пришел турбовинтовой Ми-2, осталось
заменить Ми-4 машиной нового поколения проект получил индекс Ми-8. Но
17 мая 1961 года произошла трагедия, в авиакатастрофе на вертолёте Ми-4
погиб командующий артиллерией Владимир Яковлевич Колпакчи. Гибель
командующего артиллерией Владимира Яковлевича Колпакчи произвела на его
друга Министра Обороны СССР маршала Родиона Малиновсконго столь сильное
впечатление, что он навсегда невзлюбил вертолет
и категорически отверг новый проект Михаила Миля Ми-8. Решающей
оказалась позиция Никиты Сергеевича Хрущева, который верил в талант
конструктора. По его настоянию заказчиком Ми-8 выступило Министерство
Гражданской Авиации. Выдвинутые заказчиком жесткие требования
экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины. Работы
над Ми-8 шли полным ходом когда Михаила Миля неожиданно вызвали в
Кремль. Предложение которое сделал ему Хрущев было поистине
удивительным, он должен был поехать в США чтобы оценить и при
необходимости закупить несколько вертолетов Sikorsky. Конечно главным
был осмотр производства и испытание Американских вертолетов. Милю с
коллегами удалось даже полетать на новеньком S-58. В 1964 после
отстранения Хрущева Командование ВВС не стало принимать на вооружение
Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации.
Михаилу Леонтьевичу пришлось сражаться за свое детище. МИ-8 был высоко
оценен Министерством Гражданской Авиации сделавшей заказ на массовую
серию. Вскоре винтокрылую машину ожидал небывалый триумф. В июне 1965
года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже
одну из самых представительных экспозиций. Вертолеты КБ Миля Ми-8,
Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов.
После триумфа в Ле-Бурже руководство Военное командование СССР
наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как
десантный, транспортный, медицинский вертолет машина РЭП, летающий
командный пункт, постановщик мин. Нет такого рода войск который не
применял бы эту машину. Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела
огромный ресурс модификаций, На его базе бал построен вертолет-амфибия Ми-14.
Модификации
Вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом по количеству модификаций.
Опытные
- В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
- В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
- В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
- В-8АП — Четвертый опытный экземпляр.
Пассажирские
- Ми-8П (экспортное обозначение — Ми-17П) — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
- Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
- Ми-172
Транспортные
- Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
- Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.
Многоцелевые
Ми-17В-5 Казанского вертолётного завода.
- Ми-8ТБ
- Ми-8ТВ — экспортный вариант Ми-8ТБ. Отличалась установкой ПТУР 9M14M «Малютка» или их полным отсутствием.
- Ми-8АТ
- Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64(в первых модификациях) до 200 мин.
- Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для
сухопутных войск предназначенный для постановки малогабаритных
неизвлекаемых противопехотных мин.
- Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
- Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
- Ми-8МТВ-2
- Ми-8МТВ-3
- Ми-8МТВ-5 - изменена форма носовой части («дельфиний нос»).
- Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
- Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
- Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года).
- Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell.
Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании
Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
- Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
- Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амбифия.
- Ми-18 — удлиннённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
Специального назначения
Ми-8ПС-7 администрации Президента РФ
- Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть.
Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и
другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта
вертолетной техники.
- Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
- Ми-8БТ — буксировщик трала.
- Ми-8СП — специальный морской спасательный.
- Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
- Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
- Ми-8С — штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.
- Ми-8ПС — штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.
- Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
- Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
- Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
- Ми-8ТАКР — вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.
- Ми-8ВД — радио-химический разведчик.
- Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из
турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового
турбореактивного.
Воздушные командные пункты
- Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
- Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
- Ми-19 — воздушный командный пункт для командиров
мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным
комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
- Ми-19Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных
дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в
1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
- Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
- Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
- Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
- Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
- Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
- Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Постановщики помех
- Ми-8СМВ — постановщик помех, оборудованный станцией постановки помех «Смальта-В».
- Ми-8ПП — вертолет РЭП, оборудованный комплексом «Поле».
- Ми-8ППА — доработанная версия Ми-8ПП.
- Ми-8МТП — постановщик помех.
- Ми-8МТПБ — постановщик помех.
- Ми-8МТПИ — постановщик помех.
- Ми-8МТПШ — постановщик помех.
- Ми-8МТД — постановщик помех.
- Ми-8МТР1 — постановщик помех.
- Ми-8МТР2 — постановщик помех.
- Ми-8МТС — постановщик помех.
- Ми-8МТУ — постановщик помех.
- Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
- Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
- Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
- Ми-8МТЯ — постановщик помех.
- Ми-8МТ1С — постановщик помех.
Сельскохозяйственные
- Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
- Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.
Ударные
- Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24 и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор».
|