Наибольшее распространение в мире получила многоступенчатая
схема подготовки пилотов. Первоначальное обучение летным навыкам на
легких самолетах сменялось полетами на УТС с последующей специализацией
курсанта. В СССР, начиная с 1960-х годов, от этой методики отказались,
посадив будущих летчиков сразу на реактивные УТС, чему в немалой
степени способствовало внедрение в практику летных училищ чешского
L-29. Анализ, проведенный Управлением военного образования и
научно-исследовательскими институтами ВВС России, специалистами
авиационной промышленности, показывает, что использование только
реактивных УТС и комплексов на их основе экономически нецелесообразно
из-за их высокой стоимости и значительных эксплуатационных расходов.
В настоящее время весь цикл летной подготовки российских
курсантов проводится на L-39 по 220-ти часовой программе. С этой целью
по инициативе акционерных обществ «ОКБ Сухого» и «Передовые технологии»
разработан проект УТС Су-49.
Назначение
Самолет Су-49 предназначен для первоначального обучения,
тренировки и поддержания летного мастерства летчиков военной и
гражданской авиации, курсантов военных училищ, аэроклубов, а также для
транспортных и связных целей.
Конструктивные особенности
Аэродинамическая компоновка самолета, выполнена по нормальной схеме с
низкорасположенным крылом. Шасси Су-49 трехстоечное, с носовой опорой,
в полете оно убирается. Поверхности фюзеляжа, а также крыло, хвостовая
часть и оперение будут выполнены в основном из композиционных
материалов.
Оборудование
Приборное оборудование укомплектовывается по требованию заказчика и
включает в себя пилотажные приборы, приборы ближней, дальней и
спутниковой навигации, систему автоматического захода на посадку.
Состояние
Самолет находится в состоянии разработки. Общие потребности ВВС
России оцениваются в 1000 самолетов, стоимость обной машины в 0,2 млн
долл.
Дополнительные сведения
Су-49 создается на базе известных, производящихся серийно самолетов
Су-26 и Су-29. Самолет имеет лучшие летные характеристики среди
поршневых учебно-тренировочных самолетов, а стоимость его летного часа
меньше в 2-2, 5 раза, чем у аналогичных машин. Прекрасные качества
планера, изготовленного из композиционных материалов и рассчитанного на
эксплуатационные перегрузки + 11/ -8 в сочетании с мощным и экономичным
двигателем мощностью 360 л. с. позволяют обучать полетам, выполнять
сложные фигуры высшего пилотажа, летать на дальность 1500 км при
расходе топлива 17 кг на 100 км полета.
В кабине, скомпонованной по схеме "тандем", переднее место
предназначено для ученика, заднее для инструктора. Каждое кресло
оборудовано новой, не имеющей аналогов в мире системой аварийного
покидания самолета СКС-94. Эту систему разработало для самолетов Су-49
и Су-31 АООТ "Звезда", которое известно созданием лучшего в мире
катапультного кресла К-36 для боевых самолетов.