Модификации Су-27
- Т-10 (Flanker-A) — прототип.
- Т-10С — улучшенная конфигурация прототипа.
- Су-27 — предсерийная версия с двигателями АЛ-31.
- Су-27С (Су-27) (Flanker-B) — одноместный истребитель-перехватчик ВВС, основная модификация самолёта, производимая серийно. Оснащён двигателями АЛ-31Ф.
- Су-27П — одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО страны, из системы управления вооружением устранена возможность работы по земле.
- Су-27УБ (Т-10У) (Flanker-С) — двухместный
учебно-боевой истребитель. Предназначен для переподготовки лётчиков на
самолёт Су-27, сохраняет все боевые возможности Су-27. Первый полёт на
Су-27УБ выполнен 7 марта 1985. Серийно строится в Иркутске с 1986.
- Су-27УП (Т-10-30) — учебно-патрульный самолёт для ПВО с системой дозаправки топливом в воздухе. Производится серийно.
- Су-27СК — экспортная модификация одноместного Су-27 (Су-27С).
- Су-27СМ — модернизированная версия серийного самолёта. Су-27 ВВС России проходят модернизацию до уровня Су-27СМ.
- Су-27УБК — экспортная модификация двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ.
- Су-30
(Су-27ПУ) — двухместный самолёт наведения целеуказания. Создан на базе
Су-27УБ. Способен осуществлять одновременное наведение четырёх
перехватчиков Су-27.
- См. подробнее: Модификации Су-30
- П-42 (Т-10-15) — опытный самолёт, переоборудованный из серийного Су-27. В 1986—1990 на нём было установлен 41 официально зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скороподъёмности и высоты полёта.
- Су-33 (Су-27К, Т-10К) (Flanker-D) — одноместный палубный истребитель со складывающимися консолями крыла. Серийное производство мелкими партиями на КнААПО c 1992 года. Су-33 несут службу на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
- Су-33УБ (Су-27КУБ, Т-10КУБ) — двухместный палубный истребитель. Ранее был известен под названием Су-27КУБ.
- Су-34 (Су-27ИБ, Су-32ФН) (Fullback) — двухместный истребитель-бомбардировщик
с расположением сидений рядом . Предназначен для поражения точечных
наземных (надводных) сильнозащищенных целей в любое время суток и в
любых погодных условиях, в чем аналогичен американскому
истребителю-бомбардировщику F-15E. Впервые поднялся в воздух 13 апреля1990.
- Су-35 (Су-27М, Т-10М) (Flanker-E) — многоцелевой истребитель.
- Су-37 (Т-10М-11) (Flanker-F) — многоцелевой истребитель с двигателями, оснащёнными системой управления вектором тяги (УВТ). Наиболее известный экземпляр (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов.
Сравнение с другими истребителями
Су-30МКИ, F-15 Игл и Миражи 2000 на Cope India 2004
Мнения лётчиков (сравнение с F-15D)
О сравнительных боевых возможностях F-15 и Су-27 можно судить по итогам визита в США на авиабазу Ленгли в августе 1992 лётчиков Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС и ответного визита американских лётчиков в Липецк в сентябре того же года, а также на Авиабазу Саваслейка
в 1996 году. Были организованы «совместные маневрирования» самолётов
F-15D и Су-27УБ, (по мнению российских лётчиков, F-15 уступает в
маневренности на дозвуковых скоростях не только Су-27, но и МиГ-29)
Cope India 2004
Во время совместных американо-индийских учений в феврале 2003 года
состоялось несколько тренировочных воздушных боёв. В учениях с
индийской стороны участвовали самолёты российского и французского
производства, семейств «Су», «МиГ» и «Мираж».
Во время манёвров в трёх из четырёх учебных воздушных боев индийским пилотам на Су-30МКИ (Су-30 модернизированный коммерческий индийский)
удалось «победить» американцев. Бои проводились в условиях 12 индийских
самолётов против 4 американских; по договорённости с индийцами
американская сторона не использовала систему АВАКС и не симулировала ракеты большой дальности AIM-120.
Фигуры высшего пилотажа
На авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года лётчик-испытатель Виктор Пугачёв на самолёте Су-27 продемонстрировал новую фигуру пилотажа — «кобру»
(динамическое торможение), и её журналисты окрестили «коброй Пугачёва».
Тем не менее, впервые «кобру» на испытательных полётах выполнил
лётчик-испытатель Игорь Волк. В полёте самолёт, не изменяя направления движения, энергично задирает нос, увеличивая угол атаки до 120°, некоторое время летит хвостом вперёд, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение.
Само название элемента — «кобра» — придумал генеральный конструктор
ОКБ имени Сухого Михаил Симонов, сравнив поведение самолёта в воздухе
со стойкой кобры перед атакой.
Считается, что фигура «кобра» может применяться для ухода от доплеровских
радиолокационных головок самонаведения ракет путём резкого сброса
скорости в бою, так как доплеровские радары селектируют цели, имеющие
скорости не ниже 200 км/ч. Однако Су-27 может выполнять фигуру «кобра»,
только находясь в границах скоростей от 400 до 500 км/ч, что
существенно ограничивает возможности её исполнения в боевых условиях.
Наиболее перспективно использование «кобры» в ближнем воздушном бою,
когда скорости самолётов обычно находятся в пределах от 400 до 600
км/ч. При резком увеличении угла атаки появляется возможность захватить
нашлемной системой целеуказания НСЦ «Щель-ЗУМ» вражеский самолёт и
успеть выпустить ракету Р-73. Так же манёвр применим для ухода от
преследования. Преследующий Су-27 противник проскочит вперёд и станет
удобной мишенью для атаки. Подобная идеология заложена в «Харриер», который тормозит перенаправлением струи газов, истекающей из двигаталей, с помощью специальных заслонок.
Су-27, пролёт на малой высоте, Кубинка
Демонстрация «Кобры» показала принципиальную возможность удерживать
самолёт от сваливания на углах атаки, превышающих критический.
Чтобы преодолеть ограничение в 120° по углу атаки, необходимо
добавить вертикальную составляющую вектора тяги двигателей. Иными
словами, разработать двигатель с управлением вектором тяги (УВТ). Что и было реализовано в самолёте Су-37, являющимся, по сути, тем же самым Су-35, но с установленным на нем двигателями с системой УВТ и доработанной САУ.
Благодаря этой новаторской идее стало возможным выполнение
эффективных боевых манёвров на околонулевых (и даже отрицательных)
скоростях при больших углах атаки. Одним из таких манёвров является
«Чакра Фролова», названная в честь лётчика-испытателя Евгения Фролова (на Западе этот манёвр также известен как «Кульбит»), первого выполнившего его на Су-37.
При выполнении этого манёвра самолёт с набором высоты одновременно
уменьшает скорость и из этого положения делает «мёртвую петлю» на очень
малых скоростях полёта, доводя угол атаки до 360°, то есть практически
разворачиваясь вокруг своего хвоста!
Времени разворота достаточно, чтобы захватить цель и произвести по
ней пуск ракет, вследствие чего можно эффективно противодействовать
преследователям, зашедшим в хвост самолёту. Благодаря двигателям с УВТ
риск сваливания в штопор минимален, а сам штопор перестал быть
неуправляемым режимом.
- См. также: Пилотажная группа «Русские витязи»
Известные аварии и происшествия
Случай в Баренцевом море
Высокие боевые качества самолета доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 года. Патрульный самолет норвежских ВВС Локхид Р-3В «Орион» производил наблюдение за группой советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря
во время учений. Летчику находящегося неподалеку истребителя Су-27 была
передана команда выполнить учебный перехват и воспрепятствовать сбросу
буев в воду. Сблизившись с норвежским самолётом Су-27 занял позицию под
«Орионом», заблокировав сброс буев. Экипаж «Ориона» стал гасить
скорость. Но он не знал, что минимальная скорость СУ-27 меньше скорости
сваливания «Ориона». Недооценив возможности Су-27, натовский разведчик
потерял из поля зрения истребитель. В результате опасного
маневрирования машины пришли в соприкосновение: истребитель задел
радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося воздушного
винта «Ориона», из-за чего произошло их разрушение, и обломки винта
пробили фюзеляж Р-3В. «Орион», задымив одним мотором, отвалил в сторону
берега. Су-27 благополучно совершил посадку на базовом аэродроме.
Авария Су-30МК в Ле-Бурже
12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария.
Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК
с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем
Аверьяновым (лётчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем
Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю.
Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте.
Важно проследить поведение самолёта в момент касания хвостом взлётной полосы и после.
После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не
взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря
на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались
трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей
подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал
гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только
после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле
не пострадает, катапультировались.
По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.
Скниловская трагедия
-
27 июля 2002 года во время показательных выступлений на аэродроме Скнилов (Львов)
самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба пилота, Владимир Топонарь и
Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77
человек (иногда называется другое число — 86 погибших). Государственной
комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали
ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении
незапланированного элемента высшего пилотажа (нисходящий манёвр при
большом весе топлива на борту), а также неудовлетворительная работа
руководителей полётов, допустивших маневрирование вне отведённой зоны.
Падение Су-27 в Литве
15 сентября 2005 года группа самолётов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области.
Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о
потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени лётчик благополучно
катапультировался, так как к этому моменту горючее в машине
закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.
Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования,
однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы
литовской комиссии в полном объёме не станут достоянием общественности,
так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».
Падение Су-27 на территории Литвы вызвало бурный политический скандал. Поначалу литовская сторона отказалась выдавать пилота и бортовые самописцы
России. Также сообщалось, что в руки литовских специалистов попала
бортовая система опознавания «свой — чужой» (коды, хранящиеся в этой
системе, являются государственной тайной), на что министр обороны
России Иванов ответил, что «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других — это спекуляции и колебания воздуха», так как система самоуничтожения троекратно дублируется и срабатывает в момент столкновения самолёта с землёй.
Происшествие с самолётом Су-27 в Дорохово
20 марта 2008 года произошло серьезное авиационное происшествие с двухместным учебно-боевым истребителем Су-27УБ на аэродроме Дорохово в Тверской области. При выполнении полета в районе аэродрома
на высоте более 11 тысяч метров отказало бортовое электропитание по
постоянному току, вышла из строя связь и навигационное оборудование.
Благодаря тому, что электропитание по переменному току функционировало
нормально, двигатели самолёта продолжали работать. Лётчики, проявив
мужество и хладнокровие, решили не катапультироваться и попытаться
посадить самолёт. При заходе на посадку не выпустилось шасси. Посадив
самолёт на «брюхо» с минимальными повреждениями, они обеспечили
сохранность самолёта.
Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Александр Зелин представил лётчиков истребительного авиационного полка подполковников Романа Костенюка и Александра Сидорова к орденам Мужества за спасение самолёта.
Данному событию посвящена передача из цикла «Русский характер», вышедшая в эфир телеканала «Звезда» 28 ноября 2008 года.
Боевое применение
19 марта 1993 года, во время Абхазской войны, Су-27 ВВС России вылетел с аэродрома Гудаута
на перехват двух воздушных целей (предположительно пары Су-25 ВВС
Грузии), но цели обнаружены не были. При развороте для возвращения
предположительно был сбит зенитной ракетой.
в районе с. Шрома, Сухумского р-на. Лётчик Шипко Вацлав Александрович
погиб. Обстоятельства этого инцидента не ясны. Шипко был
лётчиком-инструктором и налетал 220 часов, из них на Су-27 - 131.
В 1999—2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопо-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь.
Эксплуатанты
Страны, использующие Су-27 и Су-30
Выпущено в СССР: около 600 самолётов.
Состоят на вооружении:
|